О важности совместного чтения

18.09.2021

Ряд исследований, проведенных Г. Дж. Уайтхерстом и его коллегами, предоставляет серьезные доказательства значимости окружающей среды для раннего речевого развития ребенка. В своем первом исследовании они предложили группе родителей читать своим детям иллюстрированные книги и взаимодействовать с ними во время чтения специальным способом, используя технику, которую Уайтхёрст назвал диалоговым чтением. Родителей специально обучали задавать такие вопросы, на которые невозможно ответить только простым указанием. Например, мать во время чтения книги о Винни Пухе могла сказать: «Вот Иа, что же с ним происходит?» или, указывая на какой-нибудь предмет, изображенный на иллюстрации в книге, один из родителей мог спросить: «Как это называется?» Или мама могла задать вопрос о герое истории, например: «Как ты думаешь, случится ли что-нибудь с Деном, если он выполнит Сол казино вход?» Другую группу родителей поощряли читать своим детям, но не давали никакой специальной инструкции о том, как читать. Через месяц дети в экспериментальной группе демонстрировали более значительный прирост словарного запаса по сравнению с детьми из контрольной группы.

К настоящему моменту Уайтхёрст повторно провел это исследование в дневном воспитательном учреждении для детей из бедных семей в Мехико и Нью-Йорке и в большом количестве групп программы «Начало пути». В ходе исследования в Мехико одна воспитательница дневного воспитательного центра обучилась диалоговому чтению. Затем она читала с каждым из десяти задачи, которую ребенок должен выполнить, и очевидное сходство в этапах и стадиях детского речевого развития у всех детей, говорящих на разных языках.

Делают очевидным следующее: чем больше существует различий, тем раньше они появляются, — это подтверждено целым рядом экспериментальных данных, которые я привела выше в тексте «Культуры и контексты». Тем не менее теории врожденных факторов все еще действуют, развиваются и получают растущее признание.

Дан Слобин, один из особенно значительных теоретиков влияния врожденных факторов, предположил наличие базовых способностей изучения языка у любого ребенка и изложил ряд фундаментальных рабочих принципов. Согласно теории Слобина, как новорожденные запрограммированы на «правила зрительного восприятия», точно таким же образом младенцы и дети запрограммированы на «правила слухового восприятия».

Вы уже много раз сталкивались с экспериментальными даннь м, согласующимися с этим утверждением. Вы уже знаете, что с раннего возраста дети фокусируются на конкретных звуках и слогах в потоке окружающих их звуков, обращают внимание на звуковой ритм, предпочитают «воркование», т. е. речь определенного паттерна. Слобин также предположил, что дети запрограммированы природой на то, чтобы обращать внимание на начало и конец цепочек звуков, а также на ударные звуки. Эта гипотеза получила экспериментальное подтверждение. В совокупности эти рабочие принципы могут помочь объяснить некоторые особенности первой грамматики у детей. Например, в английском языке ударными словами в предложении обычно служат глагол и существитель ное — именно эти слова англоговорящие дети используют в своих первых предложениях. С другой стороны, в турецком языке ударение падает на приставки и суффиксы, и дети, постигающие турецкий язык, очень рано осваивают и суффиксы, и приставки. Эти паттерны имеют смысл, если мы допустим, что запрограммированным правилом является не «использование глаголов», или «использование существительных», или «использование приставок», а «акцент на ударные звуки».







Главная   /   Новости…



    return_links(); ?> test