Понятия: метод, прием, средство; роль и значение методов воспитания

14.08.2020

Воспитание - это ответственное, серьезное, кропотливое и очень трудное дело. В сложном и динамичном воспитательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типичных или стандартных, а также оригинальных и нестандартных задач. Как правило, эти задачи связаны с повседневными, многочисленными ситуациями, в которых необходимо либо установить контакт с ребенком; либо его успокоить, защитить или развеселить; либо занять каким-то делом или объяснить, как его выполнить, либо проконтролировать выполнение того или иного задания, вида деятельности и т.д. Несомненно, все эти вопросы касаются, непосредственно или опосредованно, вопросов постоянного, зачастую экстренного и компетентного подбора и использования методов воспитания. Поэтому роль и значение методов в воспитании, а соответственно, в социализации подрастающей личности трудно переоценить.

В настоящее время в науке и практике «метод» считается одним из самых значимых и наиболее разрабатываемых терминов. В Энциклопедическом словаре понятие "метод" определяется как "способ достижения какой-либо цели, способ действия", соответственно, в общепринятом значении, «метод воспитания - это способ достижения цели воспитания, способ действия педагога». Характеризуя метод воспитания, нельзя не упомянуть о приеме и средстве воспитания как важнейших педагогических категориях, тесно взаимосвязанных с методом. Прием - частичный способ, усиливающий метод, способ повышения эффективности метода. Прием - это составная часть метода, один из его «кирпичиков». Средство - предмет, явление, деятельность, режим, личность, коллектив, материальная и духовная культура, содержание учебного материала и т. д., т. е. то, что посредством чего оказывается необходимое опосредованное влияние на личность. По существу, средства воспитания - это весь окружающий мир: природа, искусство, традиции, этнос, средства массовой коммуникации и информации, книги. Кроме того, важнейшим средством воспитания в отдельных случаях может являться любой метод воспитания. Особое место занимает слово педагога. пример окружающих взрослых. Так, беседа с младшим школьником - это важнейший метод и средство воспитания. Но она состоит из множества приемов, в частности: прием включения ребенка в беседу, прием разъяснения, прием обращения к его жизненному опыту, прием завершения разговора и т.д.

Хотите отдохнуть после тяжелого дня? Заходите в казино https://azartpllay777.vip/blackjack/ и получайте заряд положительных эмоций.

Достаточно длительный период метод воспитания в педагогической науке и практике связывался только с процессом воздействия на личность ребенка. Поэтому соответственно рассматривался как способ, с помощью которого совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание, волю, чувство, поведение воспитанника. В свое время, в педагогической науке этому было посвящены многочисленные исследования, в том числе изыскания таких известных ученых, как JT. Ю. Гордина, В. М. Коротова, Л. С. Рувинского, Г. И. Щукиной и мн. др.







Главная   /   Новости…



    return_links(); ?> test